суббота, 10 октября 2015 г.

Чернопенские дневники

        Зачем? С тем, чтобы лучше разобраться в себе самом, понять, что же было во мне главное, чем я жил, к чему стремился, чего достиг, к чему пришёл и что делать дальше чтобы мой жизненный путь получил своё естественное и вместе с тем логическое завершение. С этой целью я и пересматриваю все свои писания.
      На протяжении почти всей своей жизни, начиная с шестнадцатилетнего возраста и по сейчас, когда мне исполнилось вот уже 68 лет, я веду дневники. Правда, раньше это было не систематическим, а скорее эпизодическим занятием, которое впоследствии превратилось в жизненную потребность. Далеко не все тетради с моими дневниковыми записями сохранились, о чём я сейчас очень жалею, но большинство из них живы и по сейчас. Они смотрят на меня с живым укором за то, что я не сделал их достоянием более широкой аудитории, чем моё сокровенное "Я". Ведь в них содержится не только мой жизненный опыт, но и мои размышления, впечатления, и в какой-то мере они являются документом тех лет жизни моей страны, в которые мне выпало жить. Они могут представлять интерес и для новых поколений, а с моим уходом из жизни, уйдут и они, исчезнут навсегда, не оставив никакого следа, а жизнь моя была очень насыщенной и яркой, хотя я был самый обыкновенный, заурядный, простой советский, а впоследствии российский человек.
      26 марта 1977 года. Сейчас оформляю документы для того, чтобы вступить в ряды КПСС. Решение стать партийным было принято частично по убеждениям, частично по необходимости. Будучи учителем истории и обществоведения, я по существу выполняю общественные обязанности, которые обычно выполняет член КПСС. Но как человеку беспартийному в Доме Политпросвещения Костромского ОК КПСС мне уже неоднократно отказывали в праве сдать кандидатские экзамены по философии, что необходимо мне для поступления в аспирантуру.
    Но большая и самая лучшая часть моей жизни того времени принадлежит русской природе, которую я на протяжении всей своей жизни самозабвенно люблю.
      2 апреля 1978 года. В своих литературных опытах, как говорит мне мой добрый знакомый Игорь Александрович Дедков, я не самостоятелен, почти полностью вторичен, хотя замкнут на самом себе. Но ведь удалось же мне в моей педагогической работе в школе выйти из под влияния авторитетов, указаний начальства, всевозможных инструкций и приказов и прийти к живой жизни, к делам и поступкам, к мыслям и убеждениям, которые идут от требований жизни и её разумного осмысления. Я с полной уверенностью могу сказать, что это мне удалось.  Значит, я могу и должен это сделать и в своём литературном труде. И у меня это обязательно получится. Это трудно, но не является невозможным. В конце концов, не боги же обжигают горшки! Убедился же я в том, что труд и трудности - это то, что возвышает человека, укрепляет и расширяет его возможности и развивает его таланты и способности. Это, конечно, может показаться банальным, и никакой Америки этим утверждением я не открываю, но субъективно для меня это выглядит как убеждение, полученное из личного опыта, и это убеждение открывает для меня светлые и радостные горизонты. Труд и преодоление жизненных трудностей - это единственный, неисчерпаемый и надёжный источник радости и полноты жизни. Трудящийся человек по-настоящему прекрасен, велик и несгибаем. Это единственно настоящий хозяин жизни, её зодчий и певец. Это старая истина, но она не перестаёт быть истиной от того, что её повторяют. В это необходимо верить, а если такой веры нет, к ней необходимо прийти. Ни к чему хорошему не приведёт такой труд, который воспринимается и переживается как проклятая необходимость. Возвышает, укрепляет и развивает человека только творческий труд.
     Меня захватывает неутолимый интерес к людям. Я жаден для нового общения и открыт людям.
     3 апреля 1978 года. Во время весенних каникул учителей заставили изготовлять картонные коробки с поурочными карточками. На карточке пишется тема и цель урока и перечисляются учебно-наглядные и технические средства обучения, которые должны быть использованы на уроке. Проверяющий видит по этим карточкам, как работает учитель и судит о его добросовестности и мастерстве. Идиотизм. Началась новая учебная четверть, то есть,собачья жизнь. Этой проблемой озаботилась директор школы. Где-то она видела такие картонные коробки с поурочными карточками и решила внедрить и в нашей школе.
Я в ту пору считал это бессмысленным занятием, формальным показателем работы учителя, и бунтовал, отказывался выполнять бессмысленную по моему убеждению работу, но со мною вместе работала моя жена, и проблема из производственной переросла в семейную, и я вынужден был со всем, что требовала директриса, согласиться. Очень плохо, когда в одной школе работают вместе и муж, и жена, да ещё и дочь учится в этой же самой школе!  Это очень трудно чисто психологически.
       Никакой свободы! Проблемы, возникшие на работе, автоматически переносятся домой на семейный уровень, и никакого семейного счастья быть не может. Особенно, если жена не просто учительница, но учитель-перфекционист, у которого всё должно быть безупречно и в преподавании, и в воспитательной работе и на работе, и в семье.
        17 января 1979 года. С годами память ослабевает, и многие события и переживания тускнеют и стираются. И чем старше становится человек, тем меньшее внимание уделяется событиям настоящего, и всё ярче живут воспоминания о давно минувшем. В памяти иногда могут появиться и такие персонажи, которых. возможно, никогда и не было и которые возникли как некий обобщённый образ или, скажем, лик, несущий в себе черты многих, действительно существовавших и встреченных на жизненном пути лиц.
         В записях, сделанных по памяти, сливаются события и эпизоды, имевшие место во времени, в какой-то последовательности возникает некий смутный образ не только дней и недель, но и месяцев и даже лет, целых периодов и кусков жизни. События и переживания сливаются в некую целостность, в которой трудно выделить частности и отдельные детали. Так, например, в записи от 17 августа 1979 года слилось воедино и встреча с Сашей Цаплиным (был такой старшеклассник, очень хороший спокойный, доброжелательный и умный был школьник), и дождь, и неожиданная дружба с незнакомым мальчиком из числа тех, кто приезжает в деревню на лето к своим бабушкам и дедушкам. Мальчик этот всей душою стремился мне хоть чем-то как-то помочь мне, когда я причаливал лодку у своего причала.  У него была потребность пообщаться со мною, но я сторонился и держался от него подальше, обуреваемый стразом за свою великолепную лодку, которую подарил мне в то лето мой отец. Сколько радости, сладких забот и тревог принесла мне эта лодка! Собственного говоря, это был целый дом на плаву. Но всякая собственность неизбежно влечёт за собой и страх её потерять, беспокойство, подозрительность и недоверие, и потому она может отравить и жизнь самого собственника и его отношения с другими людьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий